Наши методы
Имитация как путь к успеху
Известно, что многие трудности людей с аутизмом связаны с тем, что они не умеют имитировать действия других людей. Когда дети с РАС только начинают учиться по модели «Ресурсный класс», то уже на первом тестировании, при знакомстве,
мы выясняем, умеет ли ребенок имитировать: сможет ли положить вилку в тарелку, а чашку поставить вверх дном рядом, например. Если умеет, то работать дальше будет намного проще. Если нет, то, разумеется, нужно учить. Потому что
Имитация — путь к развитию любого навыка
Просто у типично развивающихся детей она возникает естественно, а детей с аутизмом нужно дополнительно ей учить. Именно имитация — основа обучения: мы учимся ходить и есть, глядя на родителей, рвать листики и использовать
их вместо денег, играя в магазин с детьми постарше, танцевать и играть на музыкальных инструментах, шить, пилить и чистить снег, глядя на тех, кто готов нас этому научить. И, конечно, имитация связана с развитием речи:
ребенок имитирует движения лица собеседника и учится правильно артикулировать, а это направление часто имеет огромное значение в работе с детьми с аутизмом.
Характерно, что имитация может быть очень разной (вот, например, такой, как на этой фотографии) и даже использоваться для расширения мотивационной сферы. Потому что если вы никогда не думали, что ходить вместе со своим педагогом с красными тазиками на голове — это очень весело, то, скорей всего вы просто и не пробовали. А наши педагоги готовы попробовать буквально что угодно, лишь бы это было безопасно и этично. Ведь с детьми с аутизмом подобные эксперименты могут помочь найти самое эффективное поощрение, которое станет залогом отлчных результатов в учебе. А ради этого и с красным тазиком на голове можно пройтись.
И понятно, что ходить с красным тазиком на голове — это отнюдь не самоцель. Наша цель — сделать так, чтобы ребенок мог повторить что угодно и за кем угодно, ведь это будет значить, что он выработал такой навык имитации, который сможет
эффективно использовать в обучении.