Ресурсный класс — это инклюзивная образовательная модель, позволяющая детям с аутизмом учиться вместе со своими сверстниками в обычной школе. Для реализации модели применяются методики с доказанной эффективностью на основе прикладного анализа поведения.
При этом ресурсный класс — это не обособленный коллектив детей с аутизмом. Это пространство и специалисты, которые делают возможной учебу детей с РАС в обычной общеобразовательной школе. При этом каждый ребенок с РАС зачислен в свой общеобразовательный класс. В ресурсном классе с помощью тьютора он работает над учебным поведением и над теми аспектами своей индивидуальной программы, которые по любым причинам не может осваивать в обычном классе. А в обычный класс ходит на те уроки, на которых может заниматься вместе с типично развивающимися детьми.
Тьютор — это педагог, высококвалифицированный специалист, который помогает ребенку с аутизмом учиться в школе. За каждым учеником ресурсного класса закреплен один тьютор. Тьютор обеспечивает реализацию академической и поведенческой программ ребенка, сопровождает его на уроках и помогает с бытовыми навыками, например в гардеробе и в столовой, проводит индивидуальные занятия. Время от времени происходит ротация тьюторов. Тьютор не няня: тьютор помогает, но так, чтобы помочь ребенку добиться максимальной самостоятельности, на которую он способен.
Куратор — это высококвалифицированный специалист в области прикладного анализа поведения, который под руководством сертифицированного поведенческого аналитика (супервизора) разрабатывает поведенческие программы для детей ресурсного класса, консультирует тьюторов и следит за реализацией программ. Также кураторы общаются с родителями, чтобы вместе определиться с приоритетами на очередную четверть или год, выявить проблемные места и выработать общую стратегию для их коррекции.
Учитель ресурсного класса — это важное связующее звено между ресурсным классом и остальными педагогами школы. Учитель отвечает за академические программы детей, согласовывает с классными педагогами все вопросы, связанные с посещением детей с РАС уроков, контролирует расписание всех детей и решает массу мелких вопросов, которые не могут не возникать при организации работы такого большого коллектива.
К сожалению, места в уже работающих ресурсных классах появляются крайне редко. Наиболее частая ситуация, в которой может появиться место для нового ребенка, — это счастливый вариант развития событий, когда ребенок с РАС становится настолько самостоятельным, что может полностью обходиться без тьюторского сопровождения и дальше учится сам. Если же такого не происходит, то дети, зачисленные в ресурсный класс, переходят из первого класса во второй, потом в третий и далее, но при этом остаются учениками ресурсного класса.
Работа ресурсного класса требует больших усилий и ресурсов от всех участников: у каждого ребенка должен быть тьютор, нужно определенное пространство для индивидуальных занятий, возможность зачислить всех детей в регулярные классы. Понятно, что такие ресурсы не безграничны, а потому невозможно принять в ресурсный класс всех желающих детей.
Самый верный способ попасть в ресурсный класс — это организовать его, объединившись с другими родителями. Мы мечтаем о том, что в ближайшем будущем ресурсные классы будут работать в каждой общеобразовательной школе, и готовы помогать заинтересованным родителям и педагогам: консультировать и делиться накопленным опытом. Обязательно обращайтесь!